8 (495) 728-63-44 СОЮЗ АВТОМАСТЕРОВ (единый диспетчер г. Москва)

(цены и вакансии)

Неполадки электронного блока управления автомобиля и ремонт в сервисном центре.Современные технологии открывают большие перспективы на применение различных электронных систем для управления двигателем. Встроенный в систему электронный блок управления автомобиля (ЭБУ) получает данные о работе двигателя и прочих систем от специальных датчиков, расположенных в наиболее важных местах и узлах автомобиля. Затем происходит оценка этих показателей, исследуются их взаимные характеристики. На конечном этапе вырабатываются управляющие команды для исполнительных устройств, и происходит непосредственно передача этих сигналов. При оказании автопомощи на дороге необходимо знать в совершенстве устройство автомобиля и его электронных блоков. Рассмотрим работу ЭБУ - сердце двигателя.

Оптимальные внешние условия для работы ЭБУ

Для бесперебойной работы блока управления создатели придали ему особую устойчивость к воздействию внешней среды. Согласно последним требованиям блок управления должен:

  • Работать при температуре внешней среды в диапазоне от – 4 до + 125 градусов по Цельсию.
  • Быть устойчивым к воздействию агрессивных сред: топливо, масло и прочее.
  • Не поддаваться воздействию высокой влажности.
  • Обладать высокой прочностью к механическим воздействиям, к примеру, вибрации от работающего двигателя.
  • Обладать электромагнитной совместимостью и высокой устойчивостью к высокочастотным помехам.
  • Обладать одинаково устойчивой работоспособностью, как при максимальной напряженности аккумуляторной батареи, так и слабой, при холодном пуске, например.

Масса информации, поступающая к блоку управления, ее анализ и влияние на работу различных систем автомобиля чрезвычайно важны. И потому производители позаботились о максимальной устойчивости и эффективной работе ЭБУ.

Принципиальное устройство

Различные фирмы применяют разные модификации при производстве блока управления двигателем. Однако общие принципы устройства есть у всех моделей. Печатная плата находится в металлической коробке и соединена с различными датчиками, устройствами, реагирующими на команды блока влияющими на работу систем автомобиля, а так же с источниками питания с помощью многоштырьевого разъема. Задающие каскады, использующие свою большую мощность для пуска исполняющих устройств, находятся в коробке блока. Для лучшего рассеивания тепла они рассредоточены по всему периметру. Некоторые виды ЭБУ устанавливаются непосредственно на корпусе двигателя, и для их охлаждения используется подающееся топливо, которое постоянно циркулирует через ЭБУ. Такие блоки устанавливаются чаще на коммерческих автомобилях. Более компактные модели блоков управления, монтирующиеся на двигателе, изготавливаются с помощью гибридных технологий. Они могут работать даже при очень больших температурных нагрузках. Основная технология производства ЭБУ предусматривает применение платы с поверхностным монтажам. Поэтому в них обычная проводка имеется только в разъемах и элементах питания. В связи с этим здесь применяются малогабаритные элементы небольшой массы.

Прием входных сигналов

Всю информацию о состоянии автомобиля в целом и его основных рабочих систем электронный блок управления двигателем получает от основных датчиков по электрической проводке автомобиля. Чтобы ограничить напряжение входных сигналов до максимально допустимого уровня в блоке управления имеются защитные цепи. Устройства фильтрации отделяют полезные сигналы от наложенных шумов. При необходимости входящие сигналы усиливаются до приемлемого для микропроцессора уровня. В датчиках происходит полное или частичное формирование сигналов, зависит от их интегрированности.

Входные сигналы могут быть трех типов: аналоговые, цифровые и импульсные

Аналоговые входные сигналы могут быть практически любого напряжения, оставаясь в пределах заданного диапазона. В виде аналоговых сигналов, поступающих от датчиков, принимаются, к примеру, данные о массовом расходе топлива на впуске, напряжении аккумуляторной батареи, о температуре воздуха и охлаждающей жидкости на впуске. Аналоговый цифровой преобразователь микропроцессора блока управления преобразует такие значения в цифровую форму. Эти данные становятся доступными для процессора и произведения расчетов. В процессоре задана ступенчатая максимальная разрешающая способность для аналоговых сигналов. Чаще всего она составляет 5 мВ на один бит информации, т. е. около тысяч шагов. Цифровой входной сигнал может быть только двух значений: высоким и низким (логическая единица или ноль). В виде цифровых сигналов поступают данные типа включение/выключение, данные от цифровых датчиков (датчик Холла, магниторезистивный датчик). Эти сигналы поступают напрямую в микропроцессор для обработки. Импульсный входной сигнал поступает от индуктивных датчиков. Он может одержать информацию, например, о частоте вращения вала ил его положении. Импульсные сигналы проходят обработку в собственном контуре блока управления. Здесь происходит фильтрация от мнимых сигналов, а импульсные сигналы преобразуются в цифровую форму и подвергаются анализу процессора ЭБУ.

Обработка водных сигналов

По своей сути электронный блок управления это управляющий центр системы. Он отвечает за правильную последовательность операций по управлению работой двигателя. Программы управления находятся в процессоре. Входные сигналы, поступающие от датчиков, анализируются с помощью программ в компьютере. На основе анализа формируются выходные сигналы. Основным элементом блока управления является процессор. Здесь и осуществляется управление операциями. Микропроцессор включает в себя центральный процессор, а так же входные и выходные каналы, блок программного устройства, память (оперативную и программируемую) и периферийные устройства. В самом микропроцессоре использовано кварцевое синхронизирующее устройство.

Программное обеспечение для процессора ЭБУ

Микропроцессору для выполнения расчетов требуются специальные программы. Они загружаются и хранятся в оперативной памяти процессора. Обрабатывая программы в заданной последовательности процессор формирует команды по управлению работой двигателя. Первичные программы хранятся постоянно и не изменяются во время работы двигателя. Они применяются для регулировки процессов управления с использованием обратной вязи или разомкнутых контуров. Модуль памяти с сохраненными программами встроен в процессор. В зависимости от моделей ЭБУ она может быть дополнена и расширена другими компонентами памяти. Изменяющиеся во время работы двигателя данные, такие как показатели датчиков или расчетные данные, хранятся в оперативной памяти. Эти данные постоянно изменяются, а после выключения двигателя стираются совсем. Блок управления имеет так же модули текущего контроля. Модули и процессор следят за показателями друг друга, используя программу взаимодействия типа «вопрос – ответ». В случае обнаружения неисправностей выбирается резервная функция, работающая независимо от других.

Формирование выходных сигналов

выходные сигналы микропроцессора запускают задающие каскады. Обладая большой мощностью, эти каскады управляют исполнительными устройствами и могут выдавать команды на специальные реле. Во избежание нарушений в работе каскады защищены от коротких замыканий, а также от температурных, электрических и других внешних воздействий. Интегральная система задающих каскадов определяет нарушение работы датчиков или обрыв электрических цепей и передает сообщение процессору об ошибке. Нормальное функционирование процессора невозможно без обмена данных, как между периферийными устройствами, так и без связи процессора с этими устройствами. Для обмена внутренними данными электронный блок управления использует адресную шину (шину передачи данных). В более старых автомобилях использовалась 8-битовая топология шины. В более современных сложных системах возможности такой шины стали недостаточными. Теперь используется . 16-битовая шина, а иногда и 32-битовая. На основе корректной работы всех функциональных систем электронный блок управления двигателем осуществляет и поддерживает нормальную, бесперебойную работу двигателя и других систем автомобиля.

бренды

Honda (Хонда), Toyota (Тойота), Nissan (Нисан), Mitsubishi (Мицубиши, Мицубиси), Mazda (Мазда), Suzuki (Судзуки), Subaru (Субару), Mercedes (Мерседес), Audi (Ауди), Fiat (Фиат), Volvo (Вольво), Citroen (Ситроен), BMW (БМВ), Opel (Опель), VW (Фольцваген), Ford (Форд), Land Rover (Лэнд ровер), Saab (Сааб), Lada (Ваз),  Zaz (Заз), Peugeot (Пежо), Renault (Рено), Lexus (Лексус), Infiniti (Инфинити), Porsche (Порше), Daewoo (Даеву), Kia (Киа),  Hyundai (Хёндэ, Хундай,), Dodge (Додж), Cadillac (Кадилак), Skoda (Шкода), Chevrolet (Шевроле) и другие.